Недвижение вверх. Когда в наших домах заменят опасные для жизни лифты?

Сергей Пятаков / РИА Анонсы

Правоохранители насчитали 47 тыс. лифтов, которые не внесены ни в какие программки обновления. Больше всех рискуют жители Удмуртии, Чувашии, Алтая, Мурманской, Нижегородской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Челябинской областей и Санкт-Петербурга.

Наскребли на половину

Вот сводки только за конец августа. 27-го числа двое рабочих чинили лифт в одной из многоэтажек подмосковных Люберец, когда кабина упала в шахту, долетев до минус первого этажа. Рабочих госпитализировали с разными травмами. За 4 дня до этого оборвался лифт с 2-мя жительницами Нижневартовска. Ранее 8 этажей пролетела в кабине лифта жительница Екатеринбурга. К счастью, в обоих случаях никто из дам серьёзно не пострадал.

Делему ветшающих лифтов власти осознают: по регламенту Таможенного союза до 15 февраля 2025 г. должны быть изменены все подъёмники возрастом 25 лет и старше – эксплуатировать их будет запрещено. Всего, по данным Государственного лифтового союза, россиян поднимают и опускают около 550 тыс. устройств. Поменять необходимо 95 тыс.

Девять лет обратно, когда запускались региональные программы капремонта, бюрократы обещали: ежемесячные взносы позволят привести в порядок все стареющие дома, и лифты в том числе. Но вышло по другому. Как рассказал Aif.ru исполнительный директор Государственного лифтового союза, гендиректор Российского лифтового объединения Пётр Харламов, за все средства, собранные в региональных фондах капремонта, можно поменять только половину отработавших срок лифтов. И то при условии, что на починку крыш, систем водо-, электро-, тепло- и газоснабжения не издержут ни копейки. А ведь именно к середине 2020-х должна быть на сто процентов отремонтирована большая часть советского жилфонда.

Чужая кнопка вызова

Бюрократы на местах порой объясняют проволочки с подменой лифтов перегрузкой мощностей. Мол, вся страна бросилась менять подъёмники, и предприятия не управляются с обилием заказов. «Это не так, – гласит Харламов. – Заводы недозагружены, а прошедший год вообще оказался провальным: было заменено только около 10 тыс. лифтов. К счастью, в этом году ситуация лучше: за 8 месяцев заменено 14 тыс. Если так пойдёт и далее, сможем выйти на ежегодную замену 20 тыс. лифтов».

Меж тем дело это дорогое, ведь лифты как и раньше собирают из импортных комплектующих – это и кнопки вызова, и электрические табло, и безредукторные лебёдки, и другие детали. Подмена подъёмника в среднем обходится в 3,5 млн руб. – в стоимость входят демонтаж старого лифта, закупка и установка нового оборудования. А ведь ещё в прошедшем году всё это стоило 3 млн. Взносы на капремонт такими темпами не вырастают и расти не могут – население не усвоит.

«Безредукторную лебёдку мы обусловили как приоритетную для импортозамещения ещё в 2014 г., – продолжает эксперт. – И сейчас уже есть российские предприятия, которые изготавливают этот узел, – к примеру, завод в Сарапуле (Удмуртия). Но им нужен гарантированный заказ на годы вперёд, чтоб модернизировать производство. Да, предстоит заменить много лифтов. Но лифтостроительный завод сейчас возьмёт лебёдку у них, а завтра у кого-либо ещё или вообще импортную, которая пока все-же лучше».

С арбалетом против капремонта

В различных регионах выкручиваются как могут. Например, в Астраханской области финансируют подмену подъёмников из бюджета, а в Удмуртии употребляют программы кредитования.

Впрочем, часто против замены лифтов выступают сами собственники многоэтажек. Так, в середине июля в Воронеже рабочие желали поменять подъёмник в одном из домов, когда на лестничную площадку вышла дама с арбалетом и пообещала прострелить ноги тому, кто хоть пальцем прикоснётся к старенькому лифту. Воинственную даму задержали. Оказалось, что у неё течёт крыша – в прямом смысле слова. А жильцы дома разбиты на два непримиримых лагеря. Одни страшатся ездить в старых дребезжащих лифтах, другие считают, что на фоне дырявой кровли и заржавелых труб подъёмники – не главная неувязка. Вот и вырвались наружу накопившиеся страсти… Фонд капремонта от греха подальше перенёс работы на будущий год.

Ещё одна неувязка в том, что фонды далеко не всегда имеют возможность повлиять на срок установки новых лифтов. Многие дома складывают взносы не в «общий котёл», а на спецсчета. Распоряжаются этими средствами исключительно сами собственники, и замена отработавших срок подъёмников часто оказывается не в приоритете. Жильцов можно осознать, ведь работы сплошь и рядом оборачиваются большенными неудобствами. В том же Воронеже подмена подъёмников идёт полным ходом: с начала года установили 557 новых лифтов. И это притом что с 2014 по 2022 г. поменяли 847. Но, как и всё, что связано с капремонтом, подмена лифтов часто затягивается. А после появляются вопросы к качеству и акты приёмки остаются без подписи. В итоге жильцы месяцами прогуливаются пешком, а пожилые, инвалиды, мамы с колясками и совсем оказываются запертыми на верхних этажах.

Сложившаяся ситуация нагляднее некуда показывает противоречия нынешней системы ЖКХ. В своё время жильцы стали собственниками, но стремительно выяснилось, что потянуть управление такой сложной инженерной системой, как многоквартирный дом, они часто не в силах. Тем более что управляющие компании и фонды капремонта сплошь и рядом распоряжаются их средствами далеко не оптимальным образом.

Мировоззрение эксперта

Лифт общий, а по сущности – бесхозный

Председатель Комитета по предпринимательству в сфере ЖКХ Торгово-промышленной палаты Андрей Широков:

– О том, что фонды капремонта не потянут масштабную подмену лифтов, эксперты говорили уже много лет обратно. Нужно искать новые, рыночные схемы финансирования. Для начала нужно понять: чей лифт? Вроде бы сейчас это общедолевая собственность. Но у общедолевой принадлежности нет государственной регистрации. А коллективно владеющие лифтом жильцы дома – это, по сущности, «колхоз», который никогда не сумеет ни о чём договориться.

Потому нужно выводить лифты из общедолевого имущества, чтоб это была собственность тех, кто предоставляет услугу вертикального транспорта в доме. И соответственно, эти организации будут нести всю ответственность за их содержание и своевременную подмену.

Оцените материал

Бросить
комментарий (0) Докладывает: aif.ru

News Reporter